У семи нянек дитя без глаза
Финансовым просвещением у нас в стране занимаются на самом высоком уровне, возглавляет и курирует это подвижничество Министерство финансов, а руководитель министерства, Антон Силуанов, занимает единственный в кабинете министров пост первого заместителя председателя правительства. Иными словами, выше только премьер и президент. Миллионными тиражами выпускаются учебники и брошюры, сотнями проводятся семинары и даже появилась устойчивая связь между объёмами проводимых мероприятий по ликвидации финансовой безграмотности и уровнем закредитованности в регионах: в тех городах, где особенно интенсивно учат дружить с финансами, люди лучше обслуживают долги. Успехи налицо.
Только вот странно то, что о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства специалистов финансового рынка FinSkills Russia-2018 написал только портал Finversia.ru. А это был не просто конкурс, в котором приняли участие две тысячи студентов со всей России, — это было соревнование, пять финалистов которого представили проекты, не имеющие аналогов ни в России, ни в мире. Во всяком случае, так о своих детищах заявляли сами финалисты, что проверить, конечно же, сложно. Да и надо ли? Ведь, во-первых, не я был в конкурсном жюри, а, во-вторых, конкурс, к счастью, не ставил своей целью кого-либо «догнать и перегнать», и в этом его одно из главных достоинств.
Кто-то из участников на втором курсе, а кто - уже на четвёртом. Кто-то с юношеским пушком на губах, а кто-то - уже достиг уровня Екклесиаста: всё попробовал, всё повидал, всё познал. Этакое первое в жизни осознание пресыщенности этим миром. Выглядит одновременно и бесконечно комично, и довольно мило, ведь молодость искупает любые грехи, и ресурс для ошибок кажется неисчерпаемым. По сути, в этом возрасте он и является таковым - безграничным. Ведь чем, в сущности, отличались презентации ребят своих финансовых приложений и проектов от защиты дипломов? Да ничем. Более того, им посчастливится защищать диплом дважды - один раз в финале этого конкурса, второй раз - в ближайшем будущем - перед конкурсной комиссией в их alma mater.
А какие разные - буквально из разных миров - оказались в финале проекты! Одни - просчитанные до мелочей, включая монетизацию и уже запущенные, приносящие прибыль. Вторые - из будущего всепобеждающего блокчейна с принципами электронной демократии, поставленной на службу электронной же коммерции. Третьи - привносящие в ретроградные и консервативные банки элементы казино. Четвёртые - подставляющие плечо нашему многострадальному малому и среднему бизнесу, никак и никем до сих неприрученному. Наконец, пятые - не от мира сего. То есть, не от мира коммерции и монетизации. Да до такой степени, что на вопрос жюри, на чём собирается зарабатывать этот сервис, капитан команды разработчиков признался, что: 1) не знает; 2) даже никогда не думал об этом; 3) «мы вот тут для себя это делали».
Три последних довода в итоге и решили исход всего конкурса.
Как все гениальное просто и понятно, так и в случае с проектом Debt’off не покидает ощущение, как при чтении письма Вольтера: «Если бы этого не существовало, его следовало бы выдумать». И в данном случае предметом, конечно же, выступает не Бог, как у французского философа, но функция.
Сервис Debt’off помогает группе людей найти оптимальный и с минимальными издержками способ погашения обязательств друг перед другом. Представьте себе большую семью: группу друзей, одногруппников, людей, связанных общим делом и непрерывно взаимодействующих друг с другом, особенно в части ежедневных расходов на развлечения или на продукты, на работу или на досуг. Людей, спонсирующих друг друга по принципу «кто сегодня богат?» и «сегодня угощаю я». То есть тот, у кого есть деньги, и платит за остальных. И вовсе не обязательно внутри одной цельной большой компании - а посредством множества двусторонних, трехсторонних и так далее взаимодействий. Как посчитать, кто кому должен? Как минимизировать издержки на обслуживание обязательств? Решение этой задачи взял на себя Debt’off. Программа через построение графов находит оптимальный и кратчайший путь сведения баланса. Сферы применения сервиса - от студенческих сообществ до клубов по интересам, от группы гастарбайтеров, ездящих закупаться на оптовый рынок, до группы исследователей, учёных, до той или иной степени замкнутых сообществ, а ещё это про группы юридических лиц, входящих в холдинг или в ассоциацию, словом, в какую угодно форму организации. Сфера потенциального применения сервиса насколько безгранична, насколько и спорна, связана с бесконечными сложностями, особенно в социокультурном плане. То есть под вопросом не только монетизация, но и сама механика.
И всё же... И всё же Debt’off завоевал первое место. Случилось это, правда, не сразу. Экспертам из жюри, собаку съевшим на финтех-проектах, изначально было сподручнее оперировать бизнес-категориями, но никак не категориями социальными. Если бы не вмешательство Сергея Радченкова, по-настоящему авторитетного эксперта в области и финансов и управления банками, и даже, ни много ни мало, имеющего опыт работы в Национальной системе платёжных карт (та самая карта Мир, да), то не видать бы Debt’off первого места.
Конкурс FinSkills Russia проводится Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР), который, в свою очередь, представляет собой частно-государственное партнёрство. То есть, с одной стороны, это Совет при президенте, с другой - при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). И тут возникает вполне закономерный вопрос: какие проекты этот конкурс должен поддерживать? Очевидно, что социально-ориентированные, потому как бизнес-ориентированные, итак, пробьют себе дорогу и найдут место под солнцем.
После церемонии вручения приза, который, как признался Антон Алексеев, капитан команды разработчиков, стал для него полностью неожиданностью, я, конечно же, спросил, подразумевал ли он фильм «Социальная сеть», когда придумывал свой Debt’off. И юноша ответил, что, конечно, да: «Любой айтишник - в душе маленький Марк Цукерберг». Словом, обнадёжил.
Федор Чайка, обозреватель Finversia.ru